Белый Камень
Резка Камня
Камины
Резьба по камню
Как известняк в Древней Руси славился
История белых камней
Известняк и современность
Камень в ажуре
Белый камень с точки зрения науки
Мировые  шедевры архитектуры из белого камня
Известняк – превосходный строительный материал
Историческое значение известняка для России
Применение известняка в настоящее время
Происхождение известняковой породы
Где применяется известняк?
Белый камень мечты
Известняк? Какой он?
Белый камень. Как выбрать лучший?
Воплощение  в камне
Гармония в камне
Использование известняка в отделке фасадов
Известняк – строительный материал на  все времена
Применение известняка в России: с древних времен до наших дней
Изготовление известняка
Где на Руси  белый камень добывали?
Химические реакции, лежащие  в основе добычи и использования белого камня
Обработка белого  камня
Белый камень в гармонии с природой и человеком
Известняк – показатель качества
Использование известняка для обустройства сада
Как сохранить изделия из известняка
Методы получения известняка
Каменные размышления
Эволюция известняка - «белого камня»

Резьба по камню

А.Я.Лившиц

Глаз человека всегда останавливается на красивом. Так уж природа нас устроила, что, выбирая из любого множества мы, при прочих равных условиях, отдадим предпочтение тому, что посчитаем более красивым. При этом на вопрос «что такое красота?» мы получим самые разнообразные ответы. Люди интуитивно тянутся к красивым пейзажам, красивым домам и предметам. Поэтому создание красоты вокруг нас является одной из главных частей деятельности архитекторов и дизайнеров вместе с решением задачи функциональности объектов проектирования. Большинство из нас согласиться с тем, что красота построек определяется двумя факторами. Первый из них – это форма постройки. Она в свою очередь определяется объёмно-планировочным решением здания. Это решение, в свою очередь, во многом подчинено соображениям функциональности, то есть критериям удобства, рациональности, экономии и т.п. Второй фактор – это декоративность стен, окон, кровли и других элементов здания. Декоративные элементы крайне редко несут какую-нибудь полезную для постройки нагрузку кроме одной – сделать её неповторимой, привлекательной для людей, просто красивой. Ценность таких построек значительно выше, чем утилитарных сред пребывания или обитания человека. Наиболее часто декорируемыми частями зданий являются стены. Их площадь почти всегда достаточно велика, чтобы обратить на себя взоры декораторов и зрителей. Здесь мы поговорим о декоративных элементах из белого камня. Известняк легко поддаётся обработке ручным и электроинструментом. Сам по себе камень не дорог и это позволяет делать из него большие декоративные поверхности. Нейтральный белый цвет известняка даёт возможность использовать его в комбинации со всеми другими материалами отделки. Резные изделия из известняка воспринимаются как нечто естественное, и, в то же время, очень изысканное. Это происходит потому, что известняк с древних пор широко использовался в России не только для кладки стен, но для украшения построек. Из него возводились дворцы, соборы, жилые дома людей с достатком. Он в большом количестве шёл на изготовление элементов декоративного убранства: наличников, карнизов, поясков, цоколей, балясин и всего того пышного или лаконичного, что мы видим на образцах русской и европейской архитектуры в прошлые эпохи. Характерной особенностью русской белокаменной архитектуры является её теплота и одухотворённость. Она продолжает быть очень близкой по духу нам, живущем на том же пространстве после столетия блужданий. Русской белокаменной архитектуре, с одной стороны, присуща классическая стройность ордеров, чёткое членение стен, с другой стороны, в ней присутствует большое количество сюжетов. изображающих растительный и животный мир – любимых сюжетов большинства людей. Эти изображения часто встречаются на стенах в виде вставок, на фронтонах, у окон и на карнизах. Здесь следует обратить внимание на особую роль декоративных элементов стен, которые подчёркивают масштаб сооружения, указывают на общую архитектурную идею и придают необходимую динамику и развитие однообразным вертикальным плоскостям. Это характерно для всех архитектурных стилей от богатого формами барокко и изысканного модерна до аскетического современного стиля хай-тек. В последнем примере известняк так же незаменим, так как именно он даёт большое разнообразие белых фактур – пиленых гладких и колотых, естественных и искусственно состаренных, резных. Индивидуальная природная поверхность белого камня всегда находиться в гармоничном контрасте с размеренной точностью, заданной рукой человека стеклу, керамике, бетону, дереву, металлу. Профессионально выполненные декоративные вставки из белокаменных резных элементов, точно вставленные в плоскости ограждающих стен, делают архитектуру теплей и образней, понятней и ближе человеку.

Интересные факты

Владимиро-Суздальская школа резьбы по камню может быть охарактеризована как «стиль, аристократический по духу». Многие исследователи считают это направление совпадающим с общеевропейскими тенденциями. Общим является использование форм и сюжетов, связанных со «странствиями». В произведениях русских мастеров того времени явно прослеживается норманнский стиль. Стоит отметить, что и архитектурные формы церковных зданий, например, храма Покрова-на-Нерли, также вполне соответствуют принципам будущего «вертикального» готического стиля.